Спасение рядового хлебушка: во время пандемии голодающих петербуржцев выручает фудшеринг

По его словам, в сообществе «Фудшеринг Отдам даром еду» не бывает мяса, зато можно набрать овощей и фруктов на Софийской и Калининской базах.
Каждый год как отдельные граждане, так и целые организации выбрасывают продукты с еще не истекшим сроком годности. За 2020 год, по данным ООН, общий вес выброшенных, но еще съедоб­ных продуктов во всем мире составил 931 млн тонн. В Петербурге, как и подобает культурной столице, нашли простой и эффективный способ борьбы с мировой проблемой: бесплатно отдавать годную еду желающим ее спасти.

Основная идея фудшеринга — это борьба за экологию и отказ от перепотребления, а не благое и откровенно популистское «накормить голодных». Такая расстановка приоритетов осознанно декларируется на площадках, где аккумулируются «спасатели еды». А их немало: по запросу «Фудшеринг» в социальной сети «ВКонтакте» находится 602 сообщества. Петербургские — среди двух самых популярных, общее число подписчиков двух пабликов достигает почти 100 тысяч.

«Начинали с нуля людей, это была просто группа в «ВК». В среднем в группу сейчас вступает 10 человек в день», — говорит основательница сообщества «Фудшеринг Санкт-­Петербург» Анна Кириловская.

Практический смысл фудшеринга сводится к тому, чтобы связать магазины и кафе, готовые бесплатно отдать непроданную еду, с волонтерами, которые смогут «ответственно и профессионально спасти еду». По подсчетам фудсейверов (так спасатели еды называют друг друга), если очистить от пищевых продуктов свалки, то их объем уменьшится на 10–15%, а сами отходы будут более доступны для переработки.

«Мы не занимаемся спасением людей. Фудшеринг — это волонтерское движение, которое берет на себя логистику и менеджерскую задачу по организации передачи непроданной еды и продуктов волонтерам, которые на свое усмотрение могут оставить их себе или поделиться с многодетной семьей, малоимущим соседом, бабушкой, социальным фондом, бездомным на улице. Мы занимаемся вывозом продуктов. С нами сотрудничает не так много заведений, поэтому тем ценнее те, кто подходит осмысленно к списанию продуктов. За последний год пришло 5–6 новых», — рассказывает Кириловская.

Идея фудшеринга пока не нашла отклика в кабинетах правительства. Возможно, это связано с тем, что для реализации идеи участие чиновников не требуется.

«Никакого контакта фудшеринга с государственными инстанциями нет и не планируется», — подчеркивает основательница сообщества «Фудшеринг Санкт-­Петербург».

Интересно, что кафе и магазинам, которые строго соблюдают закон, выгодно сотрудничать с фудшеринговыми сообществами. По закону они обязаны утилизировать пищевые отходы и лишнюю свежую еду в специальных контейнерах и платить за вывоз. Волонтеры сильно уменьшают объем подлежащей утилизации еды, иногда и вовсе полностью освобождают организацию от такого пункта затрат.

Кроме общепита проект оказался актуален и для простых петербуржцев, многие из которых предлагают бесплатно забрать у них еду и продукты. На стене фудшерингового сообщества каждый день появляются десятки объявлений с предложением забрать «кусочек заливного пирога с сосисками и кулек леденцов», «куриный бульон (литра 4–4,5), куриные окорочка (много) вареные, половину килограмма буженины, кусочек сала граммов 150–200».

СПАСЕНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ И НЕ ТОЛЬКО

Самое популярное сообщество по спасению еды называется «Фудшеринг Отдам даром еду» в нем 75 тысяч подписчиков, на втором месте «Фудшеринг Санкт-­Петербург».

В обоих сообществах волонтеры регулярно публикуют объявления, в которых указывается, какую еду, в какое время и где можно бесплатно получить. В обоих сообществах также есть разделы с объявлениями от тех, кто нуждается в еде. Иногда волонтеры выбирают среди них, развозя продукты.

«Добрый день! Метро «Комендантский проспект». Две студентки будут рады любой помощи! Очень тяжелая финансовая ситуация, помочь некому, с работой сейчас туго», — пишет студентка-­медик Дарья Соколова.

Типичного портрета нуждающегося в еде нет, ведь жизненные неурядицы происходят со всеми. Нет и типичного портрета фудсейвера.

«Фудшерингом занимаются очень разные категории людей: пенсионеры, студенты, многодетные семьи, экоактивисты, социально активные люди с большим сердцем, раздающие спасенные продукты нуждающимся», — говорит основательница сообщества «Фудшеринг Санкт-­Петербург» Анна Кириловская.

«ФУДШЕРИНГ СПАС МЕНЯ»

Максиму Воронину 20 лет, он петербургский студент со своей жилплощадью — небольшой студией. Родители живут в других городах и не имеют возможности регулярно помогать ему деньгами, а сам молодой человек большую часть времени тратит на учебу, чтобы поступить в петербургскую консерваторию.

«Про фудшеринг я узнал в прошлом году, подсказали друзья, увидевшие, что я оказался в затруднительном финансовом положении. Найти стабильную работу, которая безболезненно сочетается с учебой, мне до сих пор не удалось, поэтому перебиваюсь случайными заработками. Фудшеринг буквально спас меня. Первый раз я обратился в сообщество, когда нормально не ел целых три дня, просто потому что не было ни денег, ни заемщика. По моим наблюдениям, чаще всего в фудшеринговых сообществах раздают хлеб, овощи, конфеты и шоколад, крупы, консервы», — рассказывает Воронин.

По его словам, в сообществе «Фудшеринг Отдам даром еду» не бывает мяса, зато можно набрать овощей и фруктов на Софийской и Калининской базах. Объявления с едой из ресторанов и кафе в обоих сообществах встречаются редко — обычно сразу находится волонтер, который не указывает в объявлении принадлежность еды к кафе.

«Были мысли стать волонтером, в том числе и потому, что тогда с едой не будет вообще никаких проблем. Понимание, что на этой позиции должен находиться человек, в первую очередь думающий о других, — наверное, это меня остановило. Распределять еду должен сытый, а я все время голоден», — делится студент.

КРОВЬ ФУДШЕРИНГА

Ключевое звено в реализации идеи фудшеринга — это волонтеры, то есть те люди, которые бесплатно занимаются передачей еды от заведений и магазинов тем, кому она нужна. Отнюдь не все мотивированы экологической идей, многие воодушевлены возможностью «накормить голодных».

«Всё работает как и в любом другом волонтерском движении: есть чат, куда падают заявки с информацией о месте, времени и количестве еды. Кто может — берет. Я занимаюсь фудшерингом 2–3 раза в неделю, трачу на это порядка 10 часов. Редко ­что-то приношу домой. Идеей увлекся в 2019 году благодаря блогу одного российского паренька, который снимал, как путешествует на товарняках по США. В одном из видео он приходит к ресторану или кафе, у входа в который несколько мешков с первоклассной выпечкой. Любой желающий может взять. Я начал искать информацию в интернете и наткнулся на фудшеринговые сообщества», — рассказывает волонтер Владимир.

По словам Владимира, каждый волонтер по-своему распоряжается полученной едой: одни сами развозят по нуждающимся, другие зовут их за едой к себе. Не каждый располагает временем, чтобы прокатиться по нескольким адресам.

«В основном волонтеры — это люди до 60 лет, хотя есть в наших рядах и пожилые. Бизнесмены, студенты, интеллигенция — я так вижу костяк волонтерского движения. Уверен, что всего через несколько лет фудшеринг распространится еще сильнее. За те два года, что я занимаюсь фудшерингом, и волонтеров, и подписчиков в сообществах стало намного больше. Думаю, что рост измеряется десятками тысяч новых фудсейверов — рассуждает Владимир, — уверен, что однажды нас ждет фудшеринговый бум. Скорее всего, это произойдет, когда ­кто-то из политиков осознает, что на этой теме можно не просто сделать доброе дело, но и построить серьезный политический капитал. Мне это не кажется циничным, я за то, чтобы фудшеринг стал нормой для сотен миллионов».
Спасение рядового хлебушка: во время пандемии голодающих петербуржцев выручает фудшеринг

Двойняков Михаил

Директор